Два производственных помещения

Более полное представление о характере мастерской этого времени дает раскоп V на центральном бугре Отрара. Частично вскрытая здесь гончарная мастерская дополняет имеющиеся сведения об устройстве мастерских пригорода.

Два производственных помещения (но их должно быть больше) могут быть охарактеризованы следующим образом. Помещение 7 имело в центре земляную печь в виде ямы длиной 2 м, шириной 0,4 м и глубиной 0,4 м. Печь была заполнена белым кристаллическим порошком, полученным при сжигании тростника и необходимым для получения глазури.

У западной стены под навесом (остатки его обнаружены в завалах в двух закромах, стены которых сделаны из полос глины) находились запасы минеральных порошковидных красителей зеленого, серого, розового и белого цвета.Читайте также: Независимая аналитика.

Помещение 6 раскопано почти полностью. Размер его 3,5X4,2 м. Площадка ташнау находится в юго-западном углу, здесь же тандыр, вмазанный в суфу с топочным отверстием и дымоходом, выведенным в стену. Помещение погибло в результате пожара. Под слоем сгоревшего камыша и прокаленной земли, расчищены стоявшие на суфе сосуды, раздавленные рухнувшей кровлей. Среди них поливные чаши, кувшины. Вся керамика разрушена до обжига, а в результате пожара полива на чашах стала пупырчатой, пятнистой. Складывается впечатление, что в этом помещении мастерской керамика подсушивалась перед обжигом.

Жилое помещение усадьбы состоит из айвана и однокомнатного дома размером 3,7X3,7 м, пристроенного к городской стене. Большую часть помещения занимает суфа, рядом со входом в дом в суфу вмазан тандыр, так что площадка ташнау перед ним является продолжением прохода. Дом погиб от пожара, и рухнувшая балочная, глиняно-камышовая кровля законсервировала находившиеся на суфе предметы. При раскопках найдены остатки тростниковой циновки, куски ватных одеял, кусочки деревянной чаши, железные оковки от сундуков, бронзовая и керамическая чернильницы. Собрано большое количество керамики, главным образом поливной. Среди посуды чаши, покрытые желтой поливой, с росписью зеленым и красным, или зеленой и бирюзовой глазурью поверх красного ангоба, два желтополивных кувшина. Анализ керамики показывает, что мастер, работающий здесь, специализировался на выпуске высокохудожественной поливной керамики, главным образом чаш и кувшинов.

Вполне закономерно наличие здесь печки для получения тростниковой золы, использовавшейся при приготовлении поливы и различных красителей, а также специального помещения для росписи и сушки полуфабрикатов. Мастерская датирована концом XIV—началом XV в.

Читайтетакже: socialmedik.com.